Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска

"Детский сад №357 комбинированного вида  "Золотая рыбка" 

Задержка речевого развития

 

 

В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители стали замечать что-то неладное. Сверстники ребенка начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное. Вернее, вы его можете понять, но с трудом.

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны: перинатальное поражение центральной нервной системы, мозговая дисфункция, различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери; натальные, т.е. возникшие в процессе родов, осложнения, в числе которых асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременное отхождение вод, затяжные или стремительные роды. Целый ряд причин возникает и в постнатальный период – заболевания ребенка, травмы и пр. 

Если ребенок, имеющий сохранный физический слух, к 3 годам владеет только десятками лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер.

Родителям необходимо также обращать внимание на отставание ребенка в физическом развитии, плохой аппетит, бледность и сухость кожи, спастичность мышц. Выраженность этих проявлений соответствует тяжести поражения мозга и, следовательно, может быть критерием для прогноза той или иной степени нарушения речи. Выраженность этих проявлений соответствует тяжести поражения головного мозга и, следовательно, может быть критерием для прогноза той или иной степени нарушения речи.

Родители должны уделять как можно больше времени общению с ребенком – играм, массажу, различным упражнениям.

Особенно важно развитие мелкой моторики пальцев рук: центры, ответственные за движение рук и за артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба), близко соседствуют в коре головного мозга; развивая мелкую моторику рук, мы тем самым готовим почву и для артикуляционных движений. Вот потому-то так полезно играть с малышами в традиционные «пальчиковые игры» типа «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит» и т.д. Помимо игр, развивающих ручной праксис, хорошо проводить массаж пальцев рук, особенно тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну, то в другую сторону (по 10 раз).

Позднее развитие речи должно насторожить родителей. Нельзя ждать пока ребенок «выговорится». Важно не упустить значимый для полноценного развития (сензитивный) период – возраст до трех-пяти лет. Только ранняя диагностика и своевременная коррекция – педагогическая и медикаментозная – помогут достичь успехов и компенсировать речевую патологию.

Для детей с речевыми проблемами характерно нарушение общей и мелкой моторики, нарушение поведения в виде гипермоторности, что обусловлено слабостью нервной системы. При отсутствии своевременной помощи у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей отмечаются повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности.

Речевые нарушения, обусловленные поражением центральной нервной системы, трудно корректируются, их исправление требует совместных усилий педагогов и медиков – в отдельности они бессильны.

При комплексном подходе к коррекционной работе включаются компенсаторные возможности нервной системы и она приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные функции. Однако пластичность нервной системы ребенка не беспредельна и с возрастом значительно снижается, поэтому работа по диагностике, коррекции и формированию речи с опорой на сохранные системы мозга должна начинаться с самого раннего детства. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание, вкус – были достаточно развиты. Особенно важно развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых, ярких впечатлений, если не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его физическое и психическое развитие.

Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи, а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно или пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», но больше не повторяет его в течение месяцев. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают – ставят в угол. Но это приводит к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.

 Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации о наличии стойкого речевого негатавизма.

 

Признаки благополучного развития речи

 

  • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
  • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
  • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
  • Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
  • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
  • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

 

  • Ребенок развивается с задержкой.
  • Ребенок перенес тяжелые заболевания.
  • У ребенка есть неврологические заболевания.
  • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
  • Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышит.
  • Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
  • Ребенок активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
  • Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
  • Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.

обратно к списку

Дата последнего обновления страницы 16.03.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»